Российское авиастроение

Отечественное авиастроение – одна из самых пострадавших из-за санкций отраслей. В своих исследованиях состояния авиастроения в РФ аналитики Национального института промышленного анализа и развития предприятий неоднократно отмечали в 2009 году, а затем с 2014 года тенденцию к опережающему росту внутренних перевозок над международными. Этому способствовало развитие экономики, внутреннего туризма, карантинные мероприятия и другие факторы. Парк ВС российских авиакомпаний состоял в основном из самолетов западного производства – например, к началу 2021 года парк ВС ГК Аэрофлот состоял на 42,4% из самолетов Airbus, на 39,8% Boeing, АК Сибирь – на 62,4% и 19,8% соответственно. В целом доля зарубежных самолетов в действующем парке составляла около 70%, на нее приходилось 95% всего пассажирооборота.

Очевидно, что стратегия развития отрасли должна была заключаться в стимулировании роста внутренних перевозок, производстве собственных самолетов и реконструкции и перевооружении парков отечественных авиационных компаний, строительстве новых аэропортов по всей территории РФ. Сегодня наступило время, требующее максимально быстрой реализации данной стратегии.

В настоящее время в гражданской высококвалифицированных специалистов. За последние 20 лет в России было реконструировано 84 аэродрома, построено 8 новых региональных и узловых аэропортов. К концу 2023 года должна быть реконструирована инфраструктура 18 аэропортов, в 2024 году – еще 16 аэропортов. На решение этой задачи в 2023г. и в 2024 г. выделяется из бюджета соответственно 40 млрд.рублей и 35,5 млрд.рублей. Абсолютным приоритетом является производство российских ВС с безусловным качеством по всем показателям. Правительство РФ утвердило программу, на реализацию которой будет потрачено 770 млрд.руб., в том числе в 2022 году отрасль получила 174,2 млрд.поддержки, в 2023 году – около 150 млрд.руб. В результате доля российских самолетов в парке ВС авиакомпаний должна составить 81%, а к 2030 году планируется построить более 1000 самолетов, в том числе МС-21 – 270 ед., Ту-214 – 70 ед., Ил-96 – 12 ед.

Реализация программы потребует от предприятий максимум усилий. Так, глава ОАК Ю.Слюсарь заявил, что перевод лайнеров Superjet на ПД-8 будет сопоставим с остаточной стоимостью самого самолета. По планам, первые ПД-8 ожидаются в конце 2023 года, но при этом двигатель еще не сертифицирован.

Тем временем Минпромторг сообщил о подписании контрактов на поставку в лизинг российских самолетов. Общая сумма контрактов составила 274,9 млрд.рублей. В современных условиях ни растягивать, ни переносить решение поставленных задач недопустимо.

Подписывайтесь на канал промышленного анализа в Телеграм t.me/promanaliz

Заказать исследование