02 марта 2023 года
2022 год для российской рыбной отрасли в целом характеризовался снижением прибыли и эта тенденция продолжится. Восстановление отрасли и ее рост будут достигнуты при получении новых рынков сбыта и существенным внутренним ростом потребления.
В России среднее потребление рыбы на 1 человека составляет 22-22,5 кг. Это соответствует среднемировым показателям, но существенно ниже потребления в отдельных морских государствах: в Исландии потребление рыбы составляет 91 кг в год, на Мальдивах – 90 кг, в Южной Корее – 78,5 кг, в Норвегии – 67 кг, в Японии и Малайзии – по 58 кг, в Португалии – 57 кг, в Китае – 49 кг рыбы в год на человека (для сравнения – в СССР потребление составляло около 16 кг в год).
Кредиторская задолженность отрасли выросла до 280 млрд. рублей, в результате принятых в 2022 году в Налоговый Кодекс поправок природная рента в рыбной отрасли увеличится в 2023 году до 15 млрд. рублей, а общая налоговая нагрузка до 100 млрд. рублей.
В целом, в 2022 году существенно – на 31,3% в денежном эквиваленте и в 2,5 раза в натуральном выражении снизился импорт рыбной продукции и составил 387 млн. тонн или 1,819 млрд.долларов. На 66% в стоимостном выражении снизились поставки скумбрии, на 60,3% мойвы, на 23,4% атлантической сельди. Вместе с тем, импорт филе белой рыбы в стоимостном выражении вырос на 17,1%, хека – на 5,4%.
Показательна ситуация на рынке филе минтая. Импорт филе минтая по итогам 2022 года снизился до исторических 158 тонн (0,8% от общего рынка) – в 11 раз меньше, чем в 2021 году и в 130 раз меньше, чем в 2014 году. При этом поставки на внутренний рынок составили всего 183 тыс.тонн или 20%. Главным покупателем филе минтая являлась Европа. Таким образом, производители филе минтая оказались в ситуации, когда необходимо быстро найти новые рынки сбыта, включая внутренний. Филе минтая занимает всего 15% в потреблении рыбных продуктов в РФ и сейчас потребить такое количество внутренний рынок не готов. В том числе из-за высоких цен (средняя цена 230 руб.за кг). Практически мы должны повышать качество, создавать полноценную индустрию, строить береговые заводы для существенного снижения цены, построить непрерывную холодовую цепь в России. Аналогичные задачи стоят и по сбыту филе минтая (основной покупатель – европейские страны). Сложная ситуация возникла в крабовом секторе – рынок живого краба всегда зависел только от Китая, а варено-мороженого от США и ЕС. После сужения американского и европейского рынков продавцы не захотели снизить цены, что привело к снижению прибыльности.
Проблемы отрасли не являются новыми – мы помним в начале 2000-х баннеры в Москве «Рыба ждет!», статьи о необходимости строительства холодовой цепи, снижении цен, строительстве перерабатывающих заводов – эти факторы бесконечно обсуждаются на протяжении нескольких десятилетий. Времени для обсуждения больше нет. Нам нужно срочно переориентироваться на внутреннее потребление, в том числе за счет роста качества и снижения цен, роста госзакупок для больниц, детских и др.учреждений, субсидий, льгот.
Из положительных тенденций - в 2022 году выросло производство аквакультуры на 7,5% к 2021 году и составило 383,5 тыс.тонн. Также в 2022 году на 16% нарастили производство ценных морепродуктов. Основной проблемой здесь являлся недостаток кормов, зависимость от импорта. Для решения задачи планируется открыть 9 заводов по производству кормов.
3 февраля «Тихрыбком» совместно с южнокорейской компанией KTI запустил в Магадане завод по производству рыбьего жира высокой степени очистки. Готовится к первому промысловому рейсу «Атка» - новый, единственный краболов в мире, на котором можно производить сразу 3 вида продукции. Объем инвестиций в это единственное судно, построенное за границей по всем правилам Российского регистра составил 11,5 млн.долларов. Построено оно китайскими корабелами. Еще два краболова «Тихрыбком» строит на российских верфях (о развитии производства судов для рыбной промышленности в России мы обязательно подготовим публикацию).
Национальный институт промышленного анализа и развития предприятий предлагает Вам индивидуальные и готовые исследования отраслей промышленности и регионов. Подробности на нашем сайте www.promanaliz.ru
Подписывайтесь на наш новый канал в Телеграме - t.me/promanaliz